ЭзотерикОм сердечно поздравляет всех Екатерин с именинами!
Святая Екатерина имеет богатую историю почитания во всем христианском мире: православии, католичестве, лютеранстве, армяно-григорианском мире и коптском.
25 ноября отмечается день святой Екатерины в католичестве, в православии он приходится на 24 ноября по старому или 7 декабря по новому стилю.
В начале четвертого века не было более почитаемой и более известной святой, чем святая Екатерина.
Так Екатерина величественно и царственно несет в себе и на себе вечную чистоту (частичка «е» означает «всегда», а «катарина» – чистота).
Отсюда совершенная уверенность Екатерины, что ее долг - нести в себе чистоту и быть примером для других, лучом света в темном царстве. Это, в свою очередь, рождает у нее, как совершенной и вечно чистой, искреннее право на власть, любовь к власти и стремление к власти, дающей возможность утверждать эту чистоту.
Не она, а вечная чистота требуют этого. Не спроста А.Н.Островский назвал свою героиню Катериной. Между пьесой и житием Екатерины в изложении Димитрия Ростовского явно прочитывается параллель, которую имел в виду автор пьесы. Екатерина как образ неоднозначна и противоречива. Она считает себя "богиней Справедливости", присваивает себе право и власть судить других и именно это приводит ее к конфликтам с окружающими.
Теперь обратимся к житию святой Екатерины.
Екатерина родилась в третьем веке н.э. в семье богатого грека, который был направлен в город Александрию как правитель и царствующая особа. Как дочь знатного человека, Екатерина получила очень хорошее образование. Александрия была центром учености, в ней находилась самая большая библиотека в мире.
К восемнадцати годам она знала несколько языков (по некоторым данным – 72), изучила греческую философию и риторику, читала сочинения Вергилия, Гомера, Аристотеля, Платона, была знакома с книгами самых известных врачей. Словом была красива, знатна, богата и мудра.
И от желающих жениться на ней не было отбоя, но святая Екатерина всем отказывала, говоря, что выйдет замуж только за того, кто будет обладать всеми ее достоинствами: красотой, знатностью, богатством и мудростью. Но не находилось нигде равного ей.
Однажды её мать решила сходить за советом к старцу. Старец, известный христианин, выслушав мать девицы, сказал, что есть такой Жених, который не только равен, но и превосходит Екатерину по всем качествам: уму, красоте, премудрости и знатности рода.
В конце беседы дал он Екатерине образ Пресвятой Девы с Младенцем и сказал: "Пусть молится перед образом и тогда Матерь Божия покажет ей Жениха". Помолившись, девушка заснула и в тонком сне увидела, что предстала она перед Присно-Девой, у которой на руках сидит Жених-Младенец.
Трижды Екатерина просила Его повернуться и посмотреть на нее, но Младенец отворачивался, говоря, что она и безобразна, и не мудра, и не добра, и богатством не блещет. Словом, смотреть не на что. И сколько бы Его Мать не уговаривала взглянуть на сие чадо, Христос отворачивался.
В конце беседы Он все-таки промолвил, что ей надо снова идти к старцу и он научит ее всему. Проснувшись, Екатерина поспешила к старцу, который рассказал ей о вере Христовой, крестил и дал совет снова обратиться с молитвой к Деве Марии. Приснившись Екатерине во второй раз, Господь не просто взглянул на нее, но сказал, что она настолько хороша и красива, что Он хочет обручить ее Себе в невесту.
На этот раз отказывалась Екатерина, считая себя недостойной столь высокой чести, но Иисус, взяв ее правую руку, одел на палец обручальный перстень, сказав, чтобы она всегда оставалась верной только Ему и никогда не выбирала себе в мужья никого из живущих на земле. Проснувшись, Екатерина действительно увидела на своем пальце кольцо.
Вскоре после обручения явился в Александрию император Максенций Максимилиан (Максимин), приказавший всему населению принести жертву языческим богам. Екатерина, как христианка, решила противостоять бесчинствам и отправилась к императору, чтобы уговорить его отказаться от язычества и обратиться в христианство.
Император был поражен красотой и умом Екатерины, но спорить с женщиной не пристало царю. Вместо этого он собрал пятьдесят философов и риторов, чтобы те убедили ее в язычестве и отвратили от христианства.
Перед диспутом святой Екатерине явился архистратиг Михаил и сказал, чтобы она ничего не боялась, что Господь даст ей Премудрость, ее враги сами примут крещение и многие другие через нее обратятся ко Христу.
Победа действительно оказалась на стороне святой. Тогда император повелел сжечь в печи всех философов, которые под влиянием ее слов обратились в христианство, но их тела были найдены нетленными, что было еще одним чудом.
Тогда Максенций повелел заточить святую в темницу и оставить ее там без еды и питья. Святая Екатерина пробыла в заточении двенадцать дней. В течение всего времени Екатерину в темнице посещал ангел, приносивший ей еду, а в последний день явился Сам Иисус в Славе и с ангелами, укрепляя святую Екатерину.
Фридрих Генрих Фюгер . Екатерина Александрийская перед императором Максенцием в споре с философами и риторами
В это же время услышала о премудрой Екатерине жена Максенция, Августа, и решила познакомиться с ней. Вместе с военачальником Порфирием и еще двумястами воинами охраны она пришла к Екатерине в темницу. И так она была поражена ее познаниями и светом, исходящим от лика святой, что уверовала в Христа.
Когда святую Екатерину после заточения привели к императору, он был еще больше восхищен ее красотой и умом, которую не сломили тяготы заточения. Тогда по совету одного из вельмож для нее была изобретено специальное орудие для пыток – четыре колеса с вбитыми в них железными остриями. Колеса крутились в разные стороны и перемалывали все, что попадало между ними.
Но когда все было готово, и святую Екатерину поместили между колесами, слетел с неба ангел, освободил девицу, а в колеса ударила молния, разрушившая их, и щепки от них поразили многих неверующих.
Услышав о чуде, вышла из своих палат царица Августа и стала обличать императора. Рассвирепевший император приказал мучить жену, сжимая ее сосцы между ящиком с оловом и крышкой с гвоздями до тех пор, пока они с болью и кровью не оторвались. Потом он велел казнить Августу: отсечь ее главу.
Верный военачальник Порфирий захоронил тело императрицы и наутро предстал перед императорам, объявив себя тоже христианином. За это и он вместе со своими воинами был казнен. Это произошло за день до смерти святой Екатерины.
Наконец, после всех кровавых казней, император снова приступил к святой Екатерине в надежде уговорить ее стать его женой и отречься от христианства. Но все было напрасно, тогда императору ничего не оставалось, как только казнить святую через усекновение главы мечом. Из места отсечения истекла не кровь, а молоко, и тело ее было тотчас взято ангелами и перенесено на гору Синай.
Мощи святой Екатерины были найдены синайскими монахами и перенесены в синайский монастырь только в VII веке.
Житие св. Екатерины рассказывает, что перед смертью, видя сколько женщин оплакивают ее и сопереживают, святая стала молиться и благодарить Господа за дарованную ей силу и терпение, а также просила, чтобы Он услышал всех, кто молился за нее, и даровал им все земные блага.
С того времени монастырь стал носить имя святой Екатерины Александрийской, а житие и сказания о мученичестве святой стало распространяться по всем городам и вышло далеко за пределы монастыря.
В планах ЭзотерикОМа стоит посещение этого монастыря, где сохранился куст неопалимой купины и горы Синай, где Моисею были Господом дарованы десять заповедей. Предание гласит, что тот, кто встретит рассвет на горе Моисея получает отпущение грехов и возможность изменить Судьбу.
Если житее святой Екатерины читать с открытым умом, то становиться очевидным, что она была не просто высокородна и хорошо образована, но и была выдающимся мистиком и эзотериком. На это указывают и книги и приборы для астрологических расчетов.
Таким образом колесо в иконографии на самом деле "прилипло" к ней не по причине казни, казнили-то ее мечом!!! А по причине ее глубочайших познаний смысла перевоплощений и выхода через христианство из колеса сансары. Город Александрия был центр мистики, науки и познаний всего мира в те времена.
Ее обручение с Христом, тоже не просто метафора ее перехода в христианство. Это признание и принятие ею своей ЖЕНСКОЙ ПРИРОДЫ, в то время, как знания и образование при искаженном восприятии породили в ней первоначально гордыню и вознесении своего я над любым земным мужчиной. То есть она была столь могущественна во всех областях физического и тонкого мира, что не могла найти себе равного. Но сила женщины в приятии своей доли, иначе какой смысл воплощаться в женском теле? Вот поэтому и говорят, что мистическим колесом перерождений, управляет закон зависимого происхождения.
Она преодолела закон кармы. От кармических перерождений путь к просветлению и управлению своей природой. Так и в буддизме колесо символизирует циклические проявления материального мира. А неподвижный центр колеса, символизирует мудреца-наблюдателя, того, кто достиг неподвижного центра (уклоняется от маятников или использует их энергию ) таким образом может двигать колесо без собственных движений (страстей, желаний) таким образом осуществляя Путь Недеяния.
И здесь я ставлю жирный восклицательный знак!!! Внимание, я знаю только одну Богиню, которую изображают с колесом и она полностью бесстрастна к материальному миру! ЭТО ФОРТУНА!!! Богиня СУДЬБЫ!
Фортуну часто изображали вместе с Немезидой, богиней возмездия. Что наводит на параллели с дочерьми Богини Макоши - Долей и Недолей.
Екатерина = Доля = Фортуна. Немезида= Недоля. Здесь мы наблюдаем очень частое заимствование или перенос богов из прежних пантеонов, их сходные "биографии" или атрибуты, или зоны управления и влияния на человеческую жизнь.
Так что Екатерина, покровительница судьбы и дарительница счастья. На иконах у нее в руках свиток со словами просьбы к Христу о заступничестве обо всех людях, умирающих с её именем на устах.
Это 2 больших отличия её от всех святых: Она обручена с самим Христом, ее имя открывает ворота в Царствие Небесное.
Круг- это первоначальный прото-знак в культурах всего мира. Это единственная фигура, которая при неограниченном увеличении пространственных измерений в многомерном гиперпространстве (геометрия Лобачевского), сохраняет все свои признаки. Колесо таким образом символизируя цикличность перемен в материальном мире, одновременно символизирует и постоянство законов бытия. Колесо крутиться, но форму сохраняет.
В древнем Египте символ человека был круг с точкой внутри. На мой взгляд точка в центре , это позиция наблюдателя, единственная возможная для просветления и осознания, то к чему человек должен стремиться в каждом воплощении, а сам круг опять же символ непостоянства всего сущего, ограниченного окружностью, как символом постоянства законов космических.
Так что я уверена, что колесо в иконографии Екатерины символ ее трансфигурации (выход из череды воплощений) высочайшее духовное перерождение, ставящее ее рядом ( о чем и говорит обручение) с Христом. И именно поэтому колесо неразрывно связано с Екатериной. Это символ ее высочайшего духовного ранга. Она царевна, она девственница, она божественно красива, она образована лучше всех в том мире и она мудра, так как смогла увидеть в христианстве нечто и поменять концепцию своих взглядов, признать несовершенство своего видения мира, смогла донести это до мудрецов-оппонентов и обратить их в свою веру.
Аналогия с материальным и духовным миром. Познав в совершенстве мир материальный, она перешла на другой уровень, выйдя за пределы колеса Сансары. Это уже не религия, тут глобальные основы бытия, это ВЕРА.